Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

"Дар поэта"

 

Я долго сомневался на счет названия статьи, которое в первую очередь рождает в памяти бессмертные строки С. Есенина:

"Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать..."
 
Ведь ассоциативное мышление никто не отменял, и кто-то может представить себе известную пиццерию в Трастевере, что на западном берегу Тибра в Риме. Но речь пойдет даже не о выдающихся и врожденных способностях человека, а о более материальных вещах, но не менее душевных. 
 
Этим летом мне довелось познакомиться со множеством писателей и поэтов, тому способствовали открытые чтения, свободные микрофоны, литературные вечера, городские конкурсы. Почти раз в две недели, на мою почту приходило сообщение, о намечающихся чтениях. Я всегда соглашаюсь на подобные мероприятия, ведь именно там царит атмосфера высшего общества, интеллигенции, хороших манер и творчества. Мысли вложенные в стоки, которые повествуют о чувствах - разве можно остаться к этому равнодушным и пропустить такие мероприятия? Но пропускать приходилось, по причине работы, никак не связанной с моей литературной, как я ее называю "тайной", жизнью поэта. И тем не менее меня тянуло туда, и в момент изучения мероприятия из рассылки, я не обращая внимания на условия проведения, переходил к самому ценному - условиям выступления, а именно: какой регламент по времени, нет ли ограничений по количеству стихотворений, какая тематика вечера, свободная, или приурочена к чему-либо? Это являлось основным пунктом, на который я всегда обращаю внимание, и не важно, что выступление будет проводиться в парке, под открытом небом, в кафе или библиотеке, я готов ехать, нести людям свои произведения, и так же, затаив дыхание, слушать выступления других участников вечера. Порой, авторы обмениваются друг с другом, в качестве знакомства или признания, своими стихами, написанными от руки или напечатанными специально для сегодняшнего выступления; фотографиями своих книг с презентаций; экспромтом, навеянным данной литературной встречей; ну, и как правило, номерами телефонов и адресами электронной почты. Чуть подробнее о последнем: сказать по правде, это не всегда красивая визитка, с эксклюзивным дизайном, чаще всего это все то, что первое попало под руку - клочок бумаги, оборотная сторона стихов, салфетка. Сколько таких салфеток было исписано в ЦДЛ (Центральном доме литераторов), на фуршете, посвященному вступлению в наш союз писателей, даже страшно подумать! Но самое интересное происходит потом, когда уже дома, ты старательно сохранив все подарки коллег по перу, складываешь в папку. С каждой такой поездки, с каждого похода на литературные вечера и выступления, у меня всегда оказывалось что-то новое, теперь ставшее частью моей коллекции, от салфеток из буфета, до сборников стихов. 

 

November 5, 2014

 

"Поэт"

 

 

Наше священное ремесло
 
Существует тысячи лет...
 
С ним и без света миру светло. 
 
Но еще ни один не сказал поэт...
 
                                              А.А. Ахматова
 

Источник:
Среди моих подписчиков есть люди, казалось бы всех слоев населения, возрастов и социальных статусов. Все настолько разные, по характеру, манере общения, национальности; но всех нас объединяет неизменная любовь к поэзии и творчеству. Вчера мне написал один из таких людей, Влад Владимиров, проживающий в Белоруссии; он прислал видеозапись одного из Белорусских литературных вечеров, в котором он участвовал. Невероятно - но люди и стихи - всё так похоже на то, что делаем мы, здесь в Москве. В слушателях и читателях можно узнать себя, пережить те же чувства, что и авторы; проникнуться атмосферой вечера. Мы обмениваемся опытом, ни только с гражданами своей страны, но и с людьми из соседних государств, понимающих наш язык, так же тонко чувствовавших, и вкладывающих душу в то, что пишем и читаем слушателям публично. Это далеко не первый случай, когда мне присылают отчет о вечере, проведенным в той или иной стране. Летом, я познакомился с украинским поэтом, его зовут Константин Квитка. Помимо поэзии, он пишет прозу и интернет-статьи на интересующие его темы. Тогда же, он прислал мне статью, о проведенной  литературной встрече, в одном из парков их города. Там были люди как в возрасте, так и молодежь, прекрасно находившие общий язык и понимающие стихотворения друг друга. Другой мужчина, преклонных лет, живет в нашей Российской глубинке, но активно пользуется интернетом, пишет стихи и заметки из своей сельской жизни, такой непохожей на остальные и такой родной для каждого. Но разброс моих подписчиков на этом не заканчивается, здесь мы можем встретить переводчицу из Польши Малгожату (или просто Госю). Она переводит тексты с русского на польский язык, и всегда в числе первых читателей оставляет комментарии к моим новым произведениям. Так же, есть читатели из Франции, Америки и т.д. Все это говорит о том, что поэт, личность интернациональная, не важно в какой стране ты живешь, на каком языке разговариваешь - душа знает все языки мира, в том числе язык любви. Мне всегда приятно читать новые стихи, знать, что думает человек, что он чувствует, о чем переживает, чем живет - но не менее приятно наблюдать за жизнью поэтов с их литературными встречами, вечерами, посиделками. Находясь в Москве, я словно лично присутствую на всех мероприятиях, отчеты о которых мне присылают мои друзья - и это прекрасно. У поэтов нет  социально-возрастных рамок, предвзятости к той или иной группе общества, национальности - поэты безгранично чувствительные и чувствующие этот мир люди. Именно мир, целый и необъятный. 

 

November 6, 2014

"Серебряный век - звучит как песня"
 
Не так давно открыл для себя много песен на стихи С.Есенина. В начале это были  два удивительно проникновенных альбома от Алексея Горшенева: "Душа поэта" и "Смерть поэта", причем, что послушать мне удалось их в обратном порядке.  С присущей ему чувственностью в голосе он мастерски передал всю боль и радость от стихов поэта. Вместе с автором, Горшенев размышляет о судьбе поэта, проходит с ним путь от рождения до смерти. Его альбомами я заслушивался с пол года, почти каждый день, и мне хотелось вновь и вновь погружаться в то время, чувствовать поэзию великого поэта через песни прекрасного музыканта. Случайно для себя, я открыл проект The Retuses - с их композицией "Письмо к женщине" на стихи Есенина. Только в этот раз я заслушивался манерой исполнения, которая разительна отличалась от всех работ Горшенева. Да и сам стиль звучания группы отличался от русского рока, а именно, ребята играли инди-фолк. Затем были песни "Шаганэ" и "Пой же пой" и другие. Как вдруг, я услышал композицию "Заблудившийся трамвай":
 
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
 
Запись была плохая, концертная, да и слова было сложно разобрать, ведь сама запись велась из зала. Я сразу же узнал стихи Николая Гумелева. Я заново перечитал его стихи, и прослушал композицию еще раз - как же точно было все передано, и музыка и слова были словно созданы друг для друга.Исполнитель Владимир Щукин и ансамбль в 2009 году даже издали сборник, который называется "Серебряный век", здесь есть композиции на стихи Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Марины Цветаевой и других. Его исполнение песен больше похожи на баллады, с прекрасной музыкой, хорошим исполнением и подбором стихов. А сколько еще музыкантов исполняют песни поэтов Серебряного века?! Поэзия и музыка всегда идут бок о бок, и их союз является чем-то прекрасным и удивительным, стоит только вслушаться в слова, почувствовать музыку... Я снова и снова убеждаюсь, что поэзия серебряного века - это песня; песня о боли, о душе и судьбах.
 
November 7, 2014
"О газетах и журналах"
 
Какое множество газет и журналов предлагают нам сегодня киоски: музыкальные, новостные, финансовые, развлекательные, спортивные, специальные для мужчин, специальные для женщин, для детей. Ко всему прочему стали появляться журналы "коллекционные", серийные издания; и посвящены они всему подряд, от собирания ископаемых, до моделей автомобилей и медалей. Благодаря таким журналам, покупатель может создать миниатюрную копию автомобиля, танка или целого дома; другой стать владельцем всех банкнот мира, или же миниатюрной библиотеки, с книжками не больше спичечного коробка.Цены на такие журналы достигают порядка двухсот-трехсот рублей за номер. На ряду с этим, женские журналы уже давно взяли на заметку любые "вложения", и в качестве пробников раздают читательницам косметику и парфюмерию. Все эти издания пестрят яркими обложками, звучными названиями, только что бы читатель обратил на них внимание и унес с собой. Стоя у одного из таких ларьков и изучая ассортимент, я разговорился с продавцом. Молодого человека звали Алишер, на этом месте он работает уже второй год:
 
Хорошо ли продаются журналы с коллекционными вложениями? 
- Хорошо. Интересуются, берут.
 
А какие журналы или газеты покупают чаще других? 
- Новости читают, "Комсомолку", "Аргументы и факты".
 
А сами, какие журналы предпочитаете? 
- Я люблю "Популярная механика", "Наука и жизнь" что-нибудь об автомобилях, - и указал на номер журнала, который лежал перед ним в открытом виде. Не успел он договорить, как его перебила бабушка: 
- Скажите, а "Дом-2" у Вас есть?На радость старушке такой журнал оказался в этом киоске, и уплатив сто рублей она ушла.
 
Как раз о Возрасте хотел спросить? 
- Да самые разные, школьники, молодежь, старики.
 
Скажите, а литературные газеты или журналы у Вас есть? 
- Да, газета. Она так и называется: "Литературная газета".
 
А сейчас она есть? Я хотел бы приобрести. 
- Нет, нет.
 
Разбирают быстро? 
- Их всего две штуки нам дают.
 
В литературном мире, во все времена, происходило, да и происходит, огромное количество событий, знаю не понаслышке. Выходят новые книги, звучат новые имена, проходят презентации и пресс-конференции книг, проводятся литературные конкурсы, премии, такие как "Дебют", "Наследие", "Поэт года", "Народный поэт"; литературные вечера, встречи и прочее. Казалось бы есть о чем писать, да и читатель на такую газету всегда найдется. А сколько у нас пишущих в стол и интернет авторов?! У них материал для печати всегда найдется, было бы где печататься! Только, вот оно как, на самом деле: литературную газету можно приобрести в киоске при большой удаче, одну или сразу две (коллеге в подарок). Или на Большой Никитской в ЦДЛ, там они всегда есть, другой вопрос, что ехать в центр за газетой путь не близкий. Как по мне - так это печально товарищи: в тридцать собираем модели автомобилей, в семьдесят читаем "Дом-2".
 
November 7, 2014

"Автор на сцене"
 
Когда восторг от первых выступлений на литературных вечерах стих, я задумался о многом. Проведение такого мероприятия, как поэтические или литературные чтения - дело хорошее, духовное. На таких вечерах, как правило, читают свои лучшие, или "крайние" произведения авторы и поэты. В таких местах обязательно царит атмосфера праздника, торжества: нарядно одетые люди, женщины в вечерних платьях, мужчины в костюмах. Здесь собираются люди, ранее познакомившиеся в интернете, благодаря тому или иному литературному порталу, а теперь знакомятся лично, без клавиатуры и мышки под рукой. Люди начинают узнавать друг друга, порой удивляют голоса авторов, когда слышишь их, ведь как раньше ты лишь читал их с листа, а теперь, еще и видишь человека в живую, слышишь его голос, манеру прочтения. Присутствует так же и волнение, среди пришедших; волнуются все без исключения, и не важно, начинающий это автор или имеющий опыт выступления. Каждый выход на публику, это момент, когда ты должен вложить в свои произведения всего себя, без остатка, выступить так, что бы донести до слушателей свои мысли и чувства, по средствам голоса. Каждый хочет что бы его запомнили, отдали должное его произведениям. Конечно, есть и обратная сторона медали - слушатели, по своей сути, такие же авторы, которые ждут своей очереди быть услышанными. Кто-то приходит с "группой поддержки", друзьями, родственниками, коллегами, но это малая часть зала, в основной своей массе, мы видим все тех авторов, на весь вечер ставших слушателями, и лишь на какие-то три-пять минут чтецами и выступающими. Авторы - слушающие авторов! Удивительно точно, и от того несколько печально, ведь хочется нести свои произведения народу, а не только ожидающим своей очереди авторам. И как бы ты заведомо хорошо не относился к мероприятию, осадок все равно остается. Маленькая, чайная ложечка дёгтя, которая присутствует на всех мероприятиях, коих я посетил не мало. В ожидании своей очереди, ведутся беседы среди авторов, совсем забывая о том, что перед ними на сцене выступает человек, читает свое произведение, в которое он вложил свою душу, которое он заранее готовил, репетировал перед зеркалом, волновался. Читатель пытается донести до аудитории что-то, на его взгляд, великое, вечное, волнующее, но благодарностью становится непрекращающаяся болтовня, обсуждение насущных вопросов и жизни в целом. Даже пожилые люди, которые, казалось бы, должны быть примером уважения, терпимости и вежливости, никого не стесняясь могут общаться друг с другом через два ряда. В этом плане, молодежь, порой, просто удивляет своей воспитанностью и уважительным отношением к выступающим, да и просто, окружающим его людям. Вот так, после всех добрых слов приветствия в фойе, мы видим эту печальную картину. На премии "Народный поэт" и "Народный писатель" в 2013 году, в одной части фойе стояла сцена, а в противоположной находился бар. Мне, стоящему за четыре человека до сцены, было не слышно, что читает человек в микрофон, хотя казалось бы такого быть не может. В остальном, вечера проходят хорошо, тепло и приветливо. Я хочу обратиться ко всем авторам: здесь не важен пол и возраст, ваши заслуги перед литературным миром, важно то, что бы приходя на литературный вечер, все мы вели себя чуть более достойно и уважительнее друг к другу, тогда праздник получится еще более приятным.
 
November 8, 2014

Анонс романа "Поэтическая афера" Часть I

"Какая-то чертовщина играет в ночных сумерках, или воображение мое искажает увиденное"

 Григорий Карянов "Поэтическая афера"

 

           Дописан мой первый в жизни роман, поставлена точка, найдено издательство - совсем скоро выйдет книга: "Поэтическая афера". Роман был написан в 2014 году, и изначально задумывался как комедия, в которой три поэта преследуют цель стать известными под одним псевдонимом. По мимо основной сюжетной линии, читателю предлагалось ознакомиться с творчеством героев произведения, что позволило бы еще сильнее прочувствовать каждого из них. Но в ходе написания, я решил отойти от задуманного, точнее сказать, это было решено по ходу написания. В романе появилась поэтесса, Екатерина Федоровна Земская, которая стала основоположницей романтической и любовной линии, пронизывающей произведение, ставшей вторым основным сюжетом в романе. По мере написания, примерно в середине романа, повествование принимает драматический характер, который занимает главенствующее место до конца произведения. В романе затронуты такие темы как любовь, вера, политическое влияние на искусство в 1920-е годы прошлого века; становление СССР, переход к НЭПу и прочее. Слишком всеобъемлющим может показаться охват тем для произведения, что порой я и сам удивлялся, как все это может сочетаться в одном романе о поэтах? А ведь может! Все сюжетные линии получились последовательны, каждая из них отражает жизнь литературной элиты и простых людей того времени, раскрывая саму суть "аферы". Я перечитывал роман в самом конце его написания, мне казалось, что можно опустить некоторые моменты, кажущиеся, на мой взгляд, лишними, и отвлекающими читателя от действа, но перечитав его вначале трижды, а затем еще несколько раз, я убедился, что все написанное является общим целым, и лишить читателя, скажем, поездки в Петроград, или же Великий Новгород - было бы в корне неправильно, так как в этих местах картина всего происходящего вырисовывается более полно.
Первое, что мне помогло довести роман до конца - это была бескрайняя любовь ко всем героям произведения. Они получились именно такими, какими и были задуманы: все герои получились яркими, каждый с присущим ему характером совершал те или иные поступки, раскрывая каждого из героев романа как личность. Для меня было очень важно не навязывать чью-либо точку зрения, что бы читатель имел возможность не только вжиться в сюжет, но и остаться при своем, личном мнении. Конечно, мне будет приятно, если читатель поддержит амбициозного Зорина, порядочного Филатова или развязного Фитиля; если чье-то мировоззрение покажется ему близкими, но тем не менее, я полностью отдаю своих героев на суд читателю, готовому не согласиться ни с кем из вышеперечисленных. Любое художественное произведение основано на росте и развитии личности, или же на их деградации. Так, герои моего произведения, в начале и в конце - по сути разные люди, не смотря на то, что времени прошло не так уж и много. Каждый из них менялся в своем ключе, выбирая свой путь, согласно своим убеждениям и принципам.

Анонс романа "Поэтическая афера" Часть II
 
Просто так ничего не бывает, Ньютон не открыл бы закон Всемирного тяготения, не изучай он физику, математику и астрономию, хоть десять яблок на него свались - не знай он основ - все было бы без толку. Так и я, приступая к написанию романа выбрал тему о которой имею представление. Почему именно о поэтах? Многие знают, что я сам пишу стихи и участвую в поэтических чтениях, другими словами, знаю систему изнутри. "Поэтическая афера" - чистой воды вымысел, но в нем имеется столько достоверных моментов, что может показаться, словно все описанное мной в романе было на самом деле (ну или близко к этому). Некоторые истории из романа были написаны под вдохновением от обрывков чьих-то воспоминаний, перефразированных и получивших новую жизнь с продолжением. Мне всегда были интересны биографии поэтов, особенно тот момент, когда из никому ранее неизвестного человека  получался знаменитый поэт, Великий поэт России. В первую очередь, меня завораживает этот самый переломный момент, делящий жизнь поэта на "до" и "после". Этим самым моментом может быть все что угодно - упорный труд, и как следствие труда над литературными произведениями - известность; знакомые, иногда влиятельные поэты - которые могли оказать услугу молодому, но очень талантливому автору; стечение обстоятельств - таких как например событие, которое неизвестный автор увековечил в своих стихах - в одночасье становится широко известным произведением, а автор получает свою долю славы. Во всех этих историях есть что-то мистическое, потустороннее, словно было дано человеку свыше. Так и в моем романе есть "случайно-неслучайное" знакомство двух молодых авторов, повлекшее за собой череду событий, названных мной "поэтическая афера". Представить себе такую встречу можно запросто, поэтому, я надеюсь, читатель с должным чувством, с первых глав, поверит в эту историю.
              Герои произведения оказались, как я писал ранее, именно такими, какими я себе их и представлял. Но каково же было мое удивление, когда созданные моим воображением персонажи начинают жить своей собственной жизнью, вести не задуманные мной, как автором, диалоги, поступать в нехарактерной для них манере, словно бросая мне вызов. Самым ярким героем, в этом плане, для меня стал Николай Зорин, порой испытывавший мое терпение на прочность. Мое отношение к нему менялось по ходу написания романа, и даже поставив точку в конце, я задаю себе много вопросов, касательно его прошлого, будущего и того настоящего, свидетелем которого скоро станет читатель. В следующей части своего анонса, я постараюсь ответить на вопрос - удалась ли, поэтическая афера? Или все-таки нет?  
Анонс романа "Поэтическая афера" Часть III
 
Отвечая себе на вопрос: - Удалась ли, в итоге, поэтическая афера? Я задумался. Тут действительно есть над чем подумать, если взять сюжет и посмотреть на него, как бы между строк. Для каждого из нас ответ на этот вопрос будет свой, и я считаю этот момент добавляет колорита произведению. Финал получился по истине неоднозначный, как и все произведение в целом. Если мы отталкиваемся от суждений главных героев, того же Зорина, можно сказать по-одному, а если взять за основу суждения Фитиля, по-другому. Там где читатель начинает думать, выстраивая свою цепочку, "взвешивая" аферу и так и эдак, рассматривать ее под разными углами, ответ получится совершенно иной. Упрекнет ли меня читатель в недосказанности, так расхваленной мной в анонсе, или же примет ее за писательский ход - покажет время. Но в этой самой недосказанности, когда казалось бы все точки расставлены, появляется столько раздумий, что в пору ждать продолжения романа, или как минимум интервью автора, в котором он на своем языке расскажет читателю, как же было дело. Не так давно, я искал статистику читателей, а именно любителей "комедий" и "трагедий", и наткнулся на очень интересный комментарий, который выражает мысль читателя и поддерживает тем самым мою мысль как писателя:
 
"Идеально, когда конец неоднозначен и счесть его хорошим или плохим может лишь сам читатель :) "
David Kristens
 
Исходя из этого, я считаю, что лишь читатель ответит на этот вопрос, составив свое, личное мнение. И оно будет верным, оно будет как никогда точным и правильным. Лишь читатель способен извлечь из романа суть, вложенную в него автором, ведь суть которую автор навязывает читателю - не всегда приходиться по душе, и в любом случае, решение принимать точку зрения автора или нет оставляет за собой читатель.Уже совсем скоро выйдет роман, и мне бы хотелось, что бы каждый из вас поделился своими впечатлениями, переживаниями и эмоциями после прочтения книги. Напомню, что роман выйдет как в электронной, так и в печатной версии. На этом у меня все. Надеюсь, что анонс на роман "Поэтическая афера был интересен, и возможно, уже есть желающие его прочесть.
© Григорий Карянов. 2013-16 г.
Все права защищены.